Лактостаз

Лактостаз – это заболевание, характерное только для женщин в период лактации. Оно связано с нарушением оттока молока из грудных желез, и часто является следствием несоответствия его выработки и выделения. Одним из важных факторов является выраженная гормональная стимуляция лактации.

Лактостаз у кормящей женщины

В процессе лактации основное значение имеют два гормона:

• пролактин – стимулирует образование молока в железах;
  • окситоцин – вызывает сокращения млечных протоков и выброс молока.

Секреция пролактина увеличивается после родов на фоне уменьшения тормозящего влияния дофамина. Приблизительно на 3 сутки синтез молока резко увеличивается. Окситоцин вырабатывается рефлекторно при раздражении соска во время прикладывания ребенка к груди. Чем чаще женщина это делает, тем лучше выводится молоко.

Если молодая мама не старается кормить ребенка и не сцеживает первое молоко, у нее отекает молочная железа, сдавливаются протоки и развивается лактостаз. Усиливается отечность из-за естественного дефицита прогестерона в крови. Но к патологии могут привести и другие факторы:

• неправильное прикладывание ребенка к груди, когда не происходит полное опорожнение всех долек, или пережимаются протоки;
  • частый сон на животе;
  • трещины соска, когда боль не позволяет правильно кормить;
  • переохлаждение груди, ведущее к спазму протоков;
  • переутомление и недосыпание, стрессы, которые нарушают синтез нейромедиаторов;
  • травмы, они вызывают отек, сдавливающий протоки;
  • обезвоживание, вызывающее сгущение молока;
  • врожденные узкие или извилистые протоки;
  • неправильно подобранный бюстгалтер, сдавливающий молочную железу;
  • приобретенная мастопатия.
При диффузной мастопатии в молочной железе формируются тяжи фиброзной ткани. Она также сдавливает протоки, искривляет их, что при скоплении молока приводит к нарушению оттока.
Чаще лактостаз возникает в период становления лактации у женщин после первых родов. Он больше связан с физиологическим отеком из-за дефицита прогестерона, повышением синтеза пролактина и нехваткой окситоцина.

Иногда лактостаз у кормящих проявляется уже после установившейся лактации. В этом случае механизм основан на нарушении молокоотведения из-за закупорки протока молочной пробкой, травме или переохлаждении.

Симптомы лактостаза у кормящих

Для развития застоя молока необходимо 3-4 суток. Симптомы лактостаза появляются остро, более выражены у женщин, которые мало прикладывали к груди ребенка. Болезнь можно определить по следующим признакам:

• молочная железа увеличивается в объеме;
  • появляется выраженная боль и чувство распирания в груди;
  • под кожей пальпируются плотные дольки, мелкие зернистые структуры;
  • кожа над очагом горячая, иногда возникает покраснение.
При лактостазе нет выраженного покраснения кожи железы, которое возникает при мастите. Также нет отека, характерного для инфекционного процесса.
При отсутствии лечения повреждаются млечные протоки, молоко всасывается обратно. Оно обладает пирогенным действием, поэтому у кормящей женщины повышается температура тела до 38-40°С.
Для назначения правильного лечения лактостаза необходимо дифференцировать его от лактационного мастита. Необходимо учитывать, что застой молока возникает в первые несколько суток. Мастит является следствием невылеченного лактостаза, к которому присоединилась инфекция.

Застой молока при становлении лактации является диффузным, а мастит – это очаговая патология. Возбудители поражают несколько долек, и ведут к формированию абсцесса.

Лечение лактостаза

Женщинам в послеродовом периоде необходимо наблюдать за состоянием молочных желез и кормить ребенка по требованию. В первое время это происходит приблизительно через 1-1,5 часа. Нельзя прекращать ночное кормление или заменять его искусственной смесью.
К 3 суткам появляется ощущение распирания молочных желез. Его важно не пропустить, чтобы провести сцеживание груди. Если боль усиливается, необходимо обратиться к врачу, чтобы провести лечение лактостаза.
В роддоме для лечения применяют следующие схемы:
  • таблетки, блокирующие выработку пролактина, чтобы дать железе отдых на 1-2 суток, достаточное питье;
  • гель с прогестероном, который наносят на железу, сцеживание и кормление ребенка.

Ранее используемые методы не всегда полезны. Запрещено делать компрессы на спирту. Этанол всасывается через кожу и блокирует выработку пролактина. Поэтому молокоотведение ухудшается. Схема лечения симптомов лактостаза, при которой применяют дротаверин и инъекцию окситоцина, также не всегда помогает. Из-за отека железы протоки остаются сдавленнными.

Связь с хирургом
Мне перезвонят

Лечение лактостаза в домашних условиях

У женщин с лактостазом, который появился после выписки из роддома, на начальном этапе можно попытаться устранить симптомы самостоятельно. Для этого при появлении чувства распирания, болезненности, можно принять теплый душ и сразу провести сцеживание. Под влиянием теплой воды уменьшится спазм протоков, легче выделится молоко.

Перед лечением лактостаза у кормящих можно выпить горячий напиток, провести бережный массаж груди.

Врач-хирург, Онколог-маммолог, Врач ультразвуковой диагностики
Сцеживание проводят при помощи молокоотсоса или вручную. В последнем случае есть возможность помассировать молочную железу, чтобы опорожнить все дольки. Сцеживание проводят до тех пор, пока грудь не станет мягкой и в ней не исчезнут локальные уплотнения.

После сцеживания рекомендуется охладить железу. Используют влажное полотенце, некоторые женщины предпочитают капустный лист. Охлаждающий компресс можно держать не дольше 10 минут. Если причиной лактостаза стали трещины на соске, необходимо использовать заживляющие мази, а ребенка кормить через силиконовые накладки.

Лактостаз необходимо купировать в течение суток. Если этого не происходит, необходима помощь врача и обследование. Иначе есть вероятность, что болезнь перейдет в мастит.

В нашей Клинике Маммологии работают опытные врачи, которые помогают женщинам в послеродовом периоде. Запишитесь на прием, если появились симптомы лактостаза или есть подозрение, что развивается мастит.
Стоимость лечения лактостаза
Консервативное лечение лактостаза (1 процедура)
2 900 р
Консервативное лечение лактостаза на дому (1 процедура)