Как мы лечим лактостаз

Лактостаз

Когда обращаться к врачу

Лактостаз развивается быстро. Если женщина пропустила кормление, не полностью опорожнила одну из долей молочной железы, то уже через нескольок часов в груди появится боль и чувство распирания. В это время нужно попытаться сцедить молоко. При безуспешной попытке, сохранении боли в груди и красноте наж очагом, нужна помощь врача.

Лактостаз не сопровождается повышением температуры тела и недомоганием. Эти симптомы указывают на развитие мастита. Чтобы не допустить ухудшения состояния, нужно обращаться к маммологу как можно раньше.

УЗИ молочной железы

Диагностика лактостаза

Лактостаз имеет специфические признаки. Чаще он появляется в течение первой недели-двух после родов у молодых мам. Врач сможет по внешним признакам поставить правильный диагноз. Обычно это напряженность, боль в груди, покраснение. Болезнь развивается на одной стороне и редко вовлекается сразу обе груди. Температура, озноб и нарушение аппетита не наблюдается.

Редко для диагностики лактостаза нужно УЗИ. Метод может потребоваться в сомнительных случаях и для дифференциальной диагностики с маститов без выраженных симптомов. Так же эффективна рентген-диагностика.

Лечение лактостаза

Для лечения лактостаза мы применяем консервативные методы, которые не наносят вреда матери и малышу. Используя специальные приемы массажа, врач помогает сцедить пробку, закупорившую млечный проток. При необходимости, делают инъекцию окситоцина и назначают этот препрат в таблетках для использования дома. Он увеличивает сократимость протоков груди и облегчает выделение молока. Так же могут потребоваться спазмолитики.

Мы не рекомендуем делать спиртовые компрессы при алктостазе. Этанол ухудшает выработку собственного окситоцина и способствует усилению лактостаза.

Врачи-маммологи

"Рак молочной железы занимает лидирующие позиции среди онкологических заболеваний. Предпосылками для его появления являются дисгормональные патологии. Я рекомендую регулярно посещать маммолога и делать УЗИ молочной железы, а после 45 лет - маммографию."

Акимов Дмитрий Владимирович,
Врач онколог-маммолог, врач УЗ диагностики, кандидат медицинских наук

"Чтобы избежать осложнений патологий молочной железы, я рекомендую своевременно посещать маммолога, женщинам до 45 лет делать УЗИ груди, а после 45 - раз в год маммографию. Если появляются кисты, узлы, необходима дополнительная диагностика - биопсия или пункция. "

Воротынцев Александр Владимирович,
Врач-онколог-маммолог, врач УЗД

Лечение лактостаза

Лактостаз – это состояние, при котором молоко застаивается в млечных протоках кормящей матери, что приводит к появлению боли, дискомфорта и невозможность продолжать кормление грудью. Если своевременно не начать лечение лактостаз способен перейти в мастит и закончится операцией. Но существуют способы предупредить появление этого состояния на раннем этапе.

Что такое лактостаз у кормящей

После рождения ребенка гормональные изменения запускают процесс лактации, или выработку молока. В первые 2-3 суток у женщины выделяется молозиво, прозрачная липкая жидкость, богатая белками и питательными веществами. Затем она постепенно превращается в менее жирное молоко.

Этот процесс регулируется двумя основными гормонами. За образование молока и его накопление в млечных синусах отвечает гормон пролактин. Но самостоятельно молоко не вытекает наружу, для этого нужно, чтобы сокращался мышечный слой протоков. Этим процессом руководит окситоцин. Этот гормон выбрасывается из гипофиза в кровь во время родов и при раздражении соска. Одновременно он вызывает сокращение матки и ее инволюцию. Поэтому при кормлении ребенка в первые дни после родов женщина ощущает боли, похожие на схватки.

Если редко прикладывать младенца к груди, окситоцин не будет выделяться в нужном количестве, а пролактин продолжит стимулировать выработку молока. Оно переполнит синусы, немного просочится наружу. Но большая часть останется в груди. Жир из молока может сформировать пробку, которая закупорит проток, что приведет к лактостазу. Убрать проблему можно лишь сцедившись.

Причины лактостаза

Чаще всего лактостаз возникает у первородящих женщин в течение первого месяца после родов. Это связано с отсутствием опыта и знаний и периодами резкого увеличения притока молока. Опытные мамы знают, что на 3-4 сутки, когда начинает прибывать молоко, нужно осторожно сцеживать его, чтобы не допустить образования жировых пробок.

Способствуют развитию лактостаза следующие причины:

• трещины сосков – при неправильном прикладывании ребенка к груди, когда он захватывает только сосок и не трогает ареолу, из-за давления ткани повреждаются, возникают болезненные трещины. Женщина старается реже прикладывать младенца к измененным соскам, поэтому в груди скапливается молоко;
  • большая грудь – обладательницы пышного бюста могут столкнуться с тем, что грудь опорожняется не полностью. В ней могут быть добавочные дольки, расположенные ближе к подмышечной впадине. Проток, выходящий из них, часто извитой или перегибается под острым углом, что нарушает отток молока;
  • неправильная поза при кормлении – иногда мать удерживает ребенка таким способом, что его усилия не позволяют полностью опорожнить молочную железу;
  • тесное белье, бюстгалтеры на косточках – они пережимают выносящие протоки, молоко не оттекает и постепенно скапливается в них, частички жира оседают на стенках и формируют пробку;
  • патологии груди – рубцовые изменения после операций, фиброаденома, мастопатия сопровождаются разрастанием соединительной ткани, которая может перекрыть протоки из определенной области.

На отток молока могут повлиять неподходящая поза для сна, редкое прикладывание к груди, стрессы и тяжелый физический труд.

Симптомы лактостаза

В первые дни после родов не возникает неприятных ощущений в груди, но на 3-4 сутки появляется чувство распирания, притока жидкости. У повторнородящих это может произойти раньше. После этого при надавливании на сосок вытекает не молозиво, а молоко.

Если прикладывать ребенка к груди редко, в кровь не выбрасывается окситоцин, который нужен для оттока молока. Оно скапливается в протоках, растягивается их. Это приводит к усилению боли, распирания. Но лактостаз редко затрагивает всю молочную железу. Он протекает односторонне, локально. Поэтому на молочной железе появляется очаг уплотнения и покраснения.

Женщина ощущает недомогание, слабость, но температура тела не повышается. Чтобы избежать ложного диагноза, температуру нужно мерять не в подмышечной впадине, а на локтевом сгибе. Редко лактостаз может сопровождаться небольшим подъемом температуры.

Опасность лактостаза у кормящей матери

Лактостаз при правильном подходе проходит в течение суток. Если этого не происходит, в очаг уплотнения могут проникнуть болезнетворные бактерии. Обычно это условно-патогенная микрофлора, которая обитает на коже матери. При трещинах на сосках этот процесс происходит быстрее. Если женщина не соблюдает гигиену, не моет руки и грудь после и перед кормлением, инфицирование гарантировано.

После присоединения инфекции, в очаге лактостаза формируется мастит. Сначала он проходит инфильтративную стадию, когда бактерии проникают в ткани и распространяются по протокам. Но постепенно на его месте возникает абсцесс. Гной скапливается в груди, расплавляет соседние ткани. Общее состояние так же ухудшается. Поднимается температура тела до 38-39°С, беспокоит головная боль, слабость и другие симптомы интоксикации.

Лечение мастита в фазу абсцедирования – только хирургическое. После этого есть риск развития рубцовых тканей в груди, что при следующей беременности так же повышает риск развития лактостаза.

Лечение лактостаза

Избавиться от лактостаза можно, если начать лечение как можно раньше. Основной способ борьбы – сцеживание. Его проводят между кормлениями, перед прикладыванием ребенка к груди.

Хорошо помогает массаж молочной железы. Его можно выполнять самостоятельно или обратиться за помощью к врачу-маммологу. Для сцеживания грудь мягко сжимают и постепенно перекатывают ткани от периферии к ареоле. особое внимание уделяют уплотненному млечному синусу, который хорошо прощупывается. На сам сосок давить нельзя, сдавливают несколькими пальцами ареолу.

Если сцедить молоко не получилось, расслабить протоки можно при помощи дротаверина. Этот препарат относится к группе спазмолитиков, он помогает расслабить мышечный слой. Усилить эффект можно при помощи тепловых процедур. Многие женщины перед сцеживанием греют грудь. Оптимальный способ – встать под теплый душ. При сильном напоре можно одновременно массировать грудь.

Если нет возможности принять теплый душ, можно использовать сухое тепло. Для этого применяют солевые или водяные грелки. Но применять при застое молока спиртовые компрессы запрещено. Этанол всасывается через кожу и нарушает гормональную регуляцию лактации. Поэтому после его использования лактостаз вернется с большой вероятностью. .

Если самостоятельно сцедиться не вышло, можно обратиться к врачу-маммологу или акушер-гинекологу. Для лечения лактостаза врач может применить специальную технику осторожного массажа, назначить инъекции окситоцина или препарат в таблетках. Он усилит сокращения матки и протоков желез.

Если используемые методы неэффективны, болезнь прогрессирует, нужно подавить размножение бактериальной флоры при помощи антибиотиков. препараты подбираются индивидуально.

Для лечения лактостаза можно обратиться в наш Центр Хирургии. Опытные маммологи дадут рекомендации, помогут сцедить молоко и улучшить общее состояние. Звоните по телефону, указанному на сайте, или записывайтесь через форму обратной связи.

Стоимость лечения лактостаза

• Прием маммолога

Первичный прием врача
    1.900 р