Мастит

Мастит – это воспалительное заболевание молочной железы, которое вызывает условно-патогенная микрофлора. Чаще мастит развивается у кормящих женщин на фоне нарушения оттока молока. Но существуют нелактационные формы болезни, они способны развиваться у мужчин и женщин на фоне травм, операций, гормональных нарушений или использования стероидов.

Мастит у женщин

В период кормления грудью возникают благоприятные условия для развития бактериальной микрофлоры. Основная причина мастита – лактостаз. Если одновременно имеются трещины сосков, нарушается гигиена и есть очаги хронической инфекции, то риски острого воспаления.
В воспалительный процесс вовлекается на только ткань груди, но и соски, ареолы. Основным возбудителем болезни является золотистый стафилококк, но могут обнаруживаться и другие типы микроорганизмов:

• стрептококки;
  • коринебактерии;
  • энтеробактерии.
Золотистый стафилококк легко проникает в ткани молочной железы, вырабатывает токсины, которые вызывают сильную воспалительную реакцию. От ее активности зависит выраженность симптомов мастита и последующее лечение.

В лактирующей груди циркуляция крови более выражена, чем в период покоя. Поэтому токсины стафилококка могут легко проникать в кровоток, стимулировать выработку веществ, усиливающих воспаление. Это ведет к развитию острого гнойного мастита у кормящих с выраженными клиническими симптомами.

Существуют другие формы болезни – подострый и субклинический мастит. В этом случае возбудителем являются когулазоотрицательные стафилококки и некоторые типы стрептококков. В норме они образуют биопленки на стенке протоков и способствуют появлению первой микрофлоры в кишечнике новорожденного. Но под влиянием различных факторов бактерии начинают активно размножаться, вызывают закупоривают протоки. Они являются условно-патогенными и не вырабатывают токсины. Поэтому у женщины мастит протекает со стертыми симптомами, без интоксикации и ухудшения общего состояния.

Реже развивается гранулематозный мастит. Возбудителем патологии являются коринебактерии. Заболевание склонно к подострому или хроническому течению.

Степыко Станислав Борисович
Врач-хирург, Онколог-маммолог, Врач ультразвуковой диагностики

Симптомы мастита

В отличие от лактостаза, который чаще возникает на 3-4 сутки, лактационный мастит развивается через 2-3 недели после родов. При острой форме болезни появляются следующие признаки:

• выраженная боль и чувство напряжения в груди;
  • увеличение молочной железы в объеме;
  • появление плотного отечного участка на груди;
  • признаки интоксикации организма;
  • гнойные выделения из соска;
  • увеличение лимфоузлов в подмышечных впадинах и над ключицами.

Обща интоксикация при мастите проявляется в виде головной боли, озноба, тошноты, потери аппетита. Некоторые пациентки ощущают повышенную утомляемость, слабость. Гнойный мастит – это односторонний процесс, обе железы вовлекаются в воспаление редко. Над очагом кожа краснеет, наощупь кажется горячей.

Отличается по симптомам подострый мастит. В условно-патогенные бактерии не вырабатывают токсины, поэтому симптомов интоксикации не будет. Женщину беспокоят локальные признаки патологии:

• боль в груди;
  • увеличение в объеме;
  • чувство переполнения;
  • снижение выработки молока;
  • локальное покалывание, жжение в области очага.

При подостром течении мастита нет локального покраснения и отека, но грудь увеличена в размерах. Из-за отсутствия выраженной картины болезни, она своевременно не диагностируется. Поэтому мастит переходит в хроническую рецидивирующую форму.

Степыко Станислав Борисович
Врач-хирург, Онколог-маммолог, Врач ультразвуковой диагностики

Лечение мастита

Кормящим матерям с признаками лактостаза, который не удалось ликвидировать в течение суток, нужно обратиться к акушер-гинекологу. Лечение мастита зависит от стадии болезни и степени тяжести состояния. Выделяют следующие формы:

• серозная – на фоне лактостаза активно размножаются бактерии, вызывают воспалительную реакцию тканей, но гнойный очаг еще не сформировался. Применяют лечение антибиотиками и проводят детоксикацию;
  • гнойная – в очаге скапливается гной, который расплавляет ткани, метод лечения чаще консервативный;
  • инфильтративная – в пораженном участке груди заметен плотный инфильтрат, применяется консервативное лечение;
  • абсцедирующая – мастит протекает с тяжелой интоксикацией, образуется абсцесс, который необходимо удалять хирургическим путем;
  • гангренозая – развивается при отсутствии лечения, пораженные ткани некротизируются, состояние женщины тяжелое.

Нельзя проводить лечение мастита в домашних условиях или использовать народные методы. Подавить стафилококков можно только при помощи правильно подобранных антибиотиков или удаления гнойного очага.

При лактационном мастите нужно продолжать кормление грудью. Поддержание выработки молока облегчает состояние матери и улучшает прогноз. Поэтому при лечении антибиотиками назначают препараты, безопасные для ребенка.

Связь с хирургом
Мне позвонят

После мастита

Кормящим матерям, перенесшим лактационный мастит, необходимо тщательно подходить к профилактике рецидива болезни. Поэтому рекомендуется регулярно прикладывать ребенка к груди и не отказываться от ночных кормлений. Если в груди остаются плотные дольки, их сцеживают. Избегают негативного внешнего влияния: стрессов, тесного белья, переохлаждения.

В нашей Клинике Маммологии работают врачи, которые помогут кормящим женщинам вовремя выявить мастит, назначат лечение, которое имеет доказательную базу и безопасно для мамы и грудничка. Запишитесь на прием по телефону на сайте или закажите бесплатный обратный звонок.
Стоимость процедур
Вскрытие гнойного мастита (1 категории)
8 500 р
Вскрытие гнойного мастита (2 категории)