Причины мастопатии

Чтобы появились признаки мастопатии, у женщины должны быть изменения в работе репродуктивных органов или эндокринные заболевания. На фоне полного здоровья патология не развивается. Поэтому часто первые симптомы начинают беспокоить в 40-45 лет, когда запускается угасание функции яичников и изменяется гормональный фон. Причинами мастопатии считают следующие:

• первые месячные до 12 лет;
  • имеются болезни эндокринной системы или ожирение;
  • в течение жизни не было беременностей;
  • диагностированы гиперпластические болезни: миома, эндометриоз, гиперплазия эндометрия;
  • много раз проводились искусственные аборты;
  • дисфункция яичников, которая ведет к отсутствию овуляции;
  • первая беременность после 30 лет;
  • женщина отказалась от кормления грудью;
  • синдром Штейна-Левенталя, или поликистоз яичников;
  • лактация длилась меньше 1 месяца или больше года;
  • во время кормления грудью был мастит.

Исследования показывают, что у женщин с фиброзной мастопатией нарушено соотношение половых стероидов: происходит относительное увеличение уровня эстрогенов и недостаток прогестерона. Поэтому у них часто встречаются другие гормональные заболевания половых органов.

Женщины из развитых стран больше рискуют повстречаться с фиброзно-кистозной мастопатией. На это влияет повышенный уровень стресса, уменьшение числа беременностей и их прерывание, большое распространение ожирения и сахарного диабета.

Степыко Станислав Борисович
Врач-хирург, Онколог-маммолог, Врач ультразвуковой диагностики

Симптомы мастопатии

После овуляции можно почувствовать первые симптомы мастопатии. Приблизительно за 2 недели до месячных появляется боль в груди, она уплотняется и увеличивается в размере за счет небольшого отека. С окончанием месячных боль проходит.

Если женщина практикует самообследование груди, то на 5-7 день цикла грудь остается мягкой, но могут прощупываться тяжи плотной ткани, небольшие узелки. Чаще всего болезнь поражает обе железы.

Мастопатия может быть диффузной и узловой. В первом случае нет точной локализации патологии, поражается вся грудь. При узловой форме появляется уплотнение округлой формы, которое хорошо прощупывается, смещается и может болеть. В этом случае необходима настороженность, существует риск, что это злокачественное новообразование.

При мастопатии могут появляться характерные выделения из сосков. У женщин с высоким уровнем пролактина при надавливании могут они прозрачные, белесые, в остальных случаях могут иметь зеленоватый оттенок. Если выделения напоминают кровь, это неблагоприятный признак.
Связь с хирургом
Мне перезвонят
Признаки мастопатии
При появлении жалоб и нарушении самочувствия необходимо записаться на прием к маммологу. Первый этап обследования – осмотр и пальпация груди. Оптимальный срок – после окончания менструации. Обязательно пальпируют грудь в положении лежа и стоя. После изучения молочной железы, прощупывают подмышечные лимфоузлы.

Врач может назначить инструментальные методы диагностики, если выявил уплотнения или изменения структуры. Используются следующие методы:

• маммография – рентгенологический метод, в двух проекциях выполняют снимок груди. Метод рекомендован женщинам после 45 лет;
  • эхография молочной железы, или УЗИ – безопасный метод исследования, который более информативен в молодом возрасте;
  • МРТ с динамическим контрастированием – позволяет выявить опухоли диаметром от 2 мм;
  • дуктография – используется для определения новообразований в протоках желез;
  • пневмокистография – методика исследования кистозных полостей в груди;
  • аспирационная биопсия – контролируя действия при помощи УЗИ, берут клетки для цитологического анализа;
  • трепанобиопсия – забор из узла образца тканей с последующим гистологическим исследованием.

Для поиска причин диффузной мастопатии могут потребоваться лабораторные исследования. Женщине назначают анализы на половые стероиды, гормоны щитовидной железы. Для изучения печеночной функции проводят биохимическое исследование крови, УЗИ печени. Также могут понадобиться УЗИ щитовидной железы, почек и надпочечников, рентгенография турецкого седла.

При образовании узлов у пациенток с фиброзной формой мастопатии на этапе диагностики необходимо дифференцировать злокачественный и доброкачественный процесс. Это поможет правильно подобрать лечение.

Степыко Станислав Борисович
Врач-хирург, Онколог-маммолог, Врач ультразвуковой диагностики

Лечение мастопатии

Индивидуально врач подбирает лечение мастопатии. При этом учитывают форму патологии, возраст женщины и сопутствующие болезни, которые могли стать причиной гормональных изменений. Поэтому основная цель терапии – устранить факторы, вызывающие эндокринные отклонения.

При диффузной форме заболевания подбирается консервативная терапия. Молодым пациенткам с ациклическими менструациями, небольшими очагами эндометриоза или мелкими бессимптомными миоматозными узлами назначают комбинированные оральные контрацептивы. Но продолжительность курса терапии не может быть меньше года.

Если диагностирован дефицит прогестерона, помогают гестагенные препараты. Их используют в виде таблеток или в форме геля во второй половине цикла. Не рекомендованы гестагены при миоме, часто они стимулируют рост узла.

В остальных случаях применяются препараты, блокирующие работу яичников и выработку эстрогенов или уменьшающие чувствительность к ним тканей. В качестве вспомогательного лечения используют витаминные комплексы, диету, успокоительные средства и фитопрепараты.

Лечение фиброзно-кистозной мастопатии

Гормональные средства допускается применять при узловой форме мастопатии на начальном этапе. Если лечение не помогает, проводят хирургическое удаление узла. При кистозной мастопатии полости молочной железы не вырезают, а склерозируют.

При фиброзной мастопатии с образованием крупных узлов в молочных железах может потребоваться их удаление. Применяют секторальную резекцию железы.

Запишитесь на консультацию к врачам-маммологам нашей клиники, если заметили у себя признаки мастопатии. Вам назначат полное обследование и подберут подходящий метод лечения. Позвоните по телефону, указанному на сайте или закажите бесплатный обратный звонок.