Лечение внутрипротоковой папилломы

Внутрипротоковая папиллома

Внутрипротоковая папиллома, или болезнь Минца – это доброкачественное новообразование молочной железы, которое возникает у женщин любого возраста и увеличивает риск развития рака груди. Патология связана с гормональными отклонениями, сопровождается небольшим количеством симптомов. Из-за высокой вероятности перерождения в злокачественную опухоль, лечение нужно проводить как можно раньше.

Что такое внутрипротоковая папиллома

Протоки молочной железы выстланы эпителиальной тканью. Как и вся грудь, они чувствительны к уровню половых стероидов в крови и их колебаниям. В некоторых случаях внутри протока начинает активно делиться участок тканей, который постепенно формирует сосочковидный вырост – папиллому.

Она имеет нежную структуру, хорошо кровоснабжается, поэтому при повреждении легко кровоточит. Папиллома медленно растет, поэтому ее не всегда можно прощупать через толщу молочной железы. Размер новообразования редко превышает 1-2 см, чаще ограничивается несколькими миллиметрами.

Внутрипротоковая папиллома может иметь центральное и периферическое расположение. В первом случае она располагается неглубоко в одном из главных протоков груди, который открывается на соске. Обычно расстояние от ареолы до папилломы не превышает 5 см. При периферическом расположении папиллома может находиться значительно глубже.

Тип папилломы влияет на ее поведение. Центральные новообразования обычно одиночные и редко малигнизируются. Периферические обычно множественные и со временем переходят в папиллярный рак груди.

Причины внутрипротоковой папилломы молочной железы

Большинство новообразования молочной железы появляются из-за гормональных нарушений в женском организме. Но точная причина, почему развивается внутрипротоковая папиллома, киста или фиброаденома груди, неизвестны. Исследования позволили выделить ряд факторов, которые повышают риски появления дисгормональных патологий:

• дисфункция яичников;
  • хронический аднексит;
  • многократные аборты;
  • ожирение;
  • сахарный диабет и патология щитовидной железы;
  • хронические стрессы.

Основное значение в развитии новообразования в груди имеет относительное увеличение уровня эстрогенов. При этом его концентрация в крови остается в пределах возрастной нормы, но отклоняется от правильного соотношения с прогестероном. Этот гормон имеет сдерживающее влияние на эстрогены, которые вызывают пролиферативные процессы в груди и стимулируют деление клеток. Поэтому женщинам с внутрипротоковой папилломой необходимо не только ее удалить, но и устранить причину гормонального сбоя.

Папиллома может появляться в любом возрасте. У подростков есть риск при нестабильном менструальном цикле, связанном с незрелостью гипоталамо-гипофизарной системы и высоким уровнем эстрогенов. Особенно высока вероятность у девушек с избыточной массой тела. Жировая ткань является гормонально активным органом, в ней происходит дополнительное превращение андрогенов в эстрогены, что приводит к нарушению работы эндокринных органов.

Чаще всего внутрипротоковая папиллома диагностируется у женщин репродуктивного возраста. При наступлении климакса частота выявления патологии снижается. После 50 лет на первое место выходят злокачественные опухоли груди, субстратом для которых может стать новообразование, не пролеченное в молодости.

Симптомы внутрипротоковой папилломы груди

На начальных этапах заболевания обнаружить новообразование самостоятельно невозможно. Оно не болит и не доставляет дискомфорт. При прогрессировании болезни женщина может заметить кровянистые выделения из сосков. они могут появляться после массирования груди или самоосмотра в начале менструального цикла.

Цвет выделений от сукровичных, прозрачных с желтоватым оттенком, до бурых, темно-красных. Иногда это капли крови на белье.

Иногда возле ареолы некоторые пациентки самостоятельно нащупывают мелкие узелки или узелок. при надавливании он может немного болеть, при этом выделения из соска усиливаются. Но чаще всего внутрипротоковое образование выявляют случайно во время планового осмотра у врача.

Внутрипротоковая папиллома на УЗИ и другие методы диагностики

Осмотр маммолога, данные анамнеза не могут достоверно подтвердить, что это внутрипротоковая папиллома. Для точного диагноза нужно полное обследование. Врач направит женщину до 40 лет на УЗИ. Если пациентка старше, основной метод диагностики маммография. Это связано с изменениями плотности тканей груди с возрастом.

Чтобы на УЗИ увидеть внутрипротоковую папиллому, нужно применять аппараты в высокой разрешающей способностью, дающие качественное изображение. Но в большинстве случаев УЗИ малоинформативно и помогает только судить о состоянии окружающих тканей и по косвенным признакам исключить рак.

Отделяемое из сосков берут на цитологическое исследование. Врач аккуратно надавливает на сосок, чтобы получить небольшое количество выделений, и прикладывает к нему стекло. Исследование определяет тип клеток и позволяет судить о злокачественности процесса.

Если с большой вероятностью удалось установить, что это не рак, для точной диагностики расположения папилломы проводят дуктографию. В проток молочной железы через сосок вводят аккуратно проводник – тонкую трубочку, по которой подают рентгеноконтрастное вещество. После этого выполняют снимок, на котором хорошо заметно, какую форму имеет проток и где расположена папиллома.

Дуктографию не проводят при подтвержденном раке молочной железы. Под давлением раствора контрастного вещества можно часть опухолевых клеток оттеснить в глубину груди, что приведет к появлению ранних метастазов.

Лечение внутрипротоковой папилломы

После подтверждения диагноза лечение внутрипротоковой папилломы нужно начинать как можно раньше. Учитывая, что патология может переродиться в рак, консервативную терапию и народные методы лечения не используют. Единственный способ избавиться от внутрипротоковой папилломы – это операция.

Маммологи нашего Центра Хирургии владеют современными методиками, используют качественное операционное оборудование, которое позволяет провести манипуляцию качественно и без осложнений.

Удаление внутрипротоковой папилломы

Для операции по удалению внутрипротоковой папилломы необходимо минимальное обследование:

• клинические анализы крови и мочи;
  • обследование на инфекции – ВИЧ, гепатит, сифилис;
  • ЭКГ.

Для определения противопоказаний к вмешательству и наркозу нужна консультация терапевта. Стоит отложить операцию, если обострилось хроническое заболевание, значительно повышен уровень глюкозы крови и не поддается коррекции или есть серьезное нарушение свертываемости крови. Переносят операцию женщинам, которые перенесли тромбоз. Беременным и лактирующим хирургическое лечение противопоказано.

Удаление внутрипротоковой папилломы выполняют под наркозом. Мировым стандартом считается секторальная резекция молочной железы. В этом случае удаляют часть тканей, которые содержат проток с новообразованием.

Альтернатива этому способу – дуктлобулэктомия. Сущность методики в том, что патологически измененный проток помечают специальным красителем, поэтому у врача есть возможность удалить только его, не затрагивая здоровые ткани.

Что делать после операции на внутрипротоковой папилломе

Операция на молочной железе длится около 30-40 минут. Все разрезы выполняются таким способом, чтобы после заживления не было заметно рубцов. Осложнения наблюдаются редко. Нужно соблюдать рекомендации врача, проводить перевязки или посещать с этой целью клинику.

В первые несколько дней не рекомендуется принимать горячую ванну, посещать баню и сауну, загорать. Специальная диета для восстановления не требуется.

К врачу нужно обратиться если:

• прооперированная грудь начала болеть;
  • появилась отечность, краснота;
  • из шва или соска – гнойные выделения;
  • поднялась температура.

Эти симптомы говорят о присоединении инфекции.

После полного заживления раны необходимо выполнить УЗИ груди, чтобы проконтролировать процессы восстановления. Последующее наблюдение заключается в самообследовании каждый месяц после окончания менструации, а женщинам старше 45 лет ежегодно выполнять маммографию.

Профилактика внутрипротоковой папилломы

Точных методов, которые помогут предотвратить появление папилломы, нет, т.к. неизвестны причины заболевания. Уменьшить вероятность можно, если вести здоровые образ жизни, контролировать массу тела и своевременно лечить эндокринные патологии. Чтобы избежать развития аднексита, нужно избегать случайных половых связей, использовать надежные методы контрацепции. Отказ от абортов поможет исключить гормональные нарушения в организме.

• Стоимость лечения внутрипротоковой папилломы

Первичный прием маммолога
    2.000 р
    Повторный прием маммолога